Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 «Базовая оздоровительная программа»

 

В последнее время возникло новое направление в педагогике - «педагогика оздоровления». В основе, которой лежат представления о здоровом ребенке, как практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостной телесно-душевно-духовной кондиции организма.

      Современные методики   физического   воспитания   ориентированы   на

совершенствование органов и систем организма, обеспечивающих человеку жизнь и надежную защиту в экстремальных условиях, каковыми для маленького человека являются болезни.

Несомненно, для здоровья важно многое: правильное полноценное питание, здоровый образ жизни, состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главная триада, на которой держатся жизнь и здоровье человека: это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.

Актуальность здоровьесбережения детей Оренбургского района, была озвучена главными врачами центрального гигиенического и санитарно-эпидемиологического надзора Мозговым СМ. и Ермолаевым А.Н. на региональной научно- практической конференции (2 октября 2004г).

В частности отмечалось, что сохраняется неблагоприятная тенденция в состоянии здоровья детей Оренбургского района. И среди ряда причин они выделяют техногенное загрязнение атмосферного воздуха и неудовлетворительное социально-экономическое положение сельского населения.

В структуре заболеваемости на первом месте во всех возрастах, занимают -заболевания органов дыхания. Выход из данной ситуации предлагается один: оздоравливания детей в триаде: дом - поликлиника - детский сад. Тем самым, «детский сад» является не менее ключевым понятием, чем «семья», именно в детском саду ребенок проводит больше своего времени.

Проводимые диагностики здоровья, физического и двигательного развития воспитанников ДОУ в течение нескольких лет показывает, что возрастает число «недетских» заболеваний (заболевания органов глаз и его придаточного аппарата, кариес, нервозность и т.д.), повышается количество детей с пониженной двигательной активностью.

Результаты мониторингов привели к размышлению: как сохранить и укрепить здоровье воспитанников, способствовать становлению физической культуры личности в условиях детского сада, не имеющего своего спортивного зала, летней спортивной площадки, тренажеров, бассейна, при наличии недостаточного количества физкультурных пособий, инвентаря, оборудования?

       Над проектом данной программы в течение нескольких лет работают все педагоги и весь персонал детского сада. Программа построена на основе модификаций и адаптации обновленной комплексной программы

Васильевой М.А. и оздоровительно-развивающей программы Кудрявцева В.Т., ЕгороваБ.Б., а также   с   опорой   на   нормативно-правовые   документы,   регламентирующие воспитательно-образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Более эффективными компонентами дополнения программы, опираясь на практический опыт работы можно считать, следующие технологии и методики:

-   «Точечный массаж» (самомассаж) Уманской А.А.;

- «Гимнастика для пальцев» Пак Дже By;

-  принцип реализации оригинальной системы закаливания Змановского Ю.Ф.(контрастное воздушное закаливание);

- Система обучения рациональному дыханию» Болдурчиди П.П.;

- «Методы и средства формирования полноценного дыхания» Аркина Е.А.;

- «Мышечная релаксация» Ж.Джекобсона;

-  психогимнастика Чистяковой М.И.; а также

- методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Модификация и адаптация данных методик и технологий способствует обеспечению полноценного физического развития и формированию физической культуры личности. Именно с дошкольного возраста необходимо укреплять и сохранять как физическое, так и психическое здоровье детей.

Целью программы является обеспечение укрепления и сохранения
физического и психического здоровья воспитанников посредством
реализации   современных   адаптированной   и    модифицированной
       к

условиям ДОУ и программы оздоровительных технологий физического развития.

 

Для реализации данной цели выдвигаем ряд задач:

 

  • Обеспечение психоэмоционального комфорта воспитанников.
  • Обеспечение оптимального формирования физической культуры личности, с учётом индивидуальных особенностей, условий дошкольного образовательного учреждения.
  • Обеспечение мониторинга за состоянием психического и физического здоровья воспитанников.
  • Выявление и анализ положительных и отрицательных тенденций, влияющих на физическое и психическое развитие детей ДОУ.

 

Реализация данной базовой оздоровительной деятельности осуществляется:

  • по принципу единства педагогического и медицинского пространства дошкольного образовательного учреждений в целом. Обеспечение медицинского контроля в реализации базовой программы проходит при участии поликлиники Первомайской участковой больницы (см. приложение).
  • по принципу цикличности периодов оздоровления. Организация

физкультурно-оздоровительной работы осуществляется относительно действующих режимов дня в холодный и теплый периоды (см. приложение).

  • по принципу учёта возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации физкультурно-оздоровительной деятельности.

В физкультурно-оздоровительную программу ДОУ включены программно-методическое обеспечение, материально-техническая база ДОУ, представляются структурные компоненты мониторинга здоровья и физической подготовленности детей, раскрываются основные направления лечебно-профилактической работы, система физкультурно-оздоровительной работы, план работы с родителями и совместные мероприятия по физическому развитию, организация двигательной активности детей в течение дня, продуманы и составлены режимы дня в зимний и летний периоды и т.п.

Отличие одного режима дня от другого заключается в увеличение прогулок в летний оздоровительный период, количеством занятий (в летний период - одно занятие в день: физкультурное, музыкальное, занятие изобразительной деятельностью и лепкой;  которые  построены в форме игр и игровых сюжетов).

В режим дня ЛОП включены игровые упражнения закаливающего характера («Педагогика оздоровления» Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.) это массажи и самомассажи, оздоровительные упражнения, предусмотрено полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры, а после обеда с добавлением эвкалипта, массаж   часто болеющих детей медицинской сестрой.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе, физкультурные занятия на свежем воздухе, утренняя гимнастика в теплое время проводится в виде оздоровительного бега в сочетании с дыхательной гимнастикой. С медленного оздоровительного бега начинаются физкультурные занятия на воздухе, так как Змановский Ю.Ф., Амосов Н.М. и многие другие ученые указывали на то, что циклические упражнения (бег, ходьба, прыжки, езда на велосипеде и др.) стимулируют развитие и совершенствуют сердечно-сосудистую систему.

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки, формированию навыка рационального дыхания (по методикам Болдурчиди П.П., Аркина Е.А.), укрепления свода стопы и связочного аппарата. Составлены тематические планы по лечебной физической культуре и коррекции имеющихся нарушений в осанке, плоскостопие.

 

Два дня в неделю посвящены профилактике плоскостопия: в течение,
которого   освобождается   максимальное   пространство   для        пособий   по

укреплению свода стопы и связочного аппарата. В течение всего дня дети имеют возможность, когда им захочется, выполнять любое понравившееся упражнение ранее изученное, или самостоятельно придумать упражнения.

Базовой оздоровительной программой предусматривается создание в детском саду  обстановки,   способствующей   формированию  навыков  личной  гигиены.

      Гигиеническое воспитание - является основным условием в формировании детей установки на здоровый образ жизни. Дети учатся осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомим с элементарными правилами безопасного поведения. Создание благоприятной гигиенической обстановки, предусматривающей  

Укрепление психического здоровья полностью строится на стиле общения с детьми, обучения игровым методам саморегуляции и упражнениям по снятию психоэмоционального напряжения.

При этом немаловажно способствовать созданию благоприятной
психологической обстановки не только в детском саду, но и в домашних
условиях. Не  забывая,   что   индивидуальность  ребенка  изначально

формируется в семье, и это немаловажный фактор, без учёта которого не планируется ни одна воспитательно-образовательная работа, и в частности физкультурно-оздоровительная.

Родители имеют возможность посещать физкультурные занятия не только в «Дни открытых дверей физкультурных занятий», планируются совместные спортивные развлечения, праздники, на которых родители не просто наблюдатели, а активные участники.

Интерпретируя анкетные листы, хочется отметить, что на физическое развитие, здоровье своих детей многие родители взглянули по - иному. 98% родителей воспитанников, довольны существующей системой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, которую они знают и представляют.

65% родителей испытывают трудности в физическом воспитании детей, и поэтому нуждаются в оказании помощи по данному вопросу специалистами детского сада.

Для обеспечения психологической безопасности во время пребывания в детском саду используется упражнения для коррекции эмоциональной сферы, психогимнастика, игровые упражнения для саморегуляции, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения. Педагогический коллектив детского сада тесно сотрудничает с психологом  Ивановской средней школы.

Несомненно, что организованная и самостоятельная двигательная активность детей улучшают сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные

силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладевает ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Таким образом, от грамотного построения процесса физического образования зависит полноценное развитие детей.

Работа по физическому воспитанию, развитию, формированию физической культуры личности ведётся по программе Степаненнковой Э.Я. с учётом условий

детского сада, оснащения, контингента детей.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz